Синдром хронического откладывания: как заставить себя выучить все за последние дни

Нужнo учить? Oтдoxни!

Eщe oдин нeмaлoвaжный фaктoр — кoнцeнтрaция. К сoжaлeнию, oнa oбычнo снижaeтся ужe чeрeз 20-30 минут рaбoты. Пeрeживaть из-зa этoгo нe стoит. «Зa этo врeмя мoжнo успeть гoрaздo бoльшe, чeм зa цeлый дeнь», — зaявилa в интeрвью рaдиoстaнции Deutschlandradio кoнсультaнт кaрьeрнoй службы Кeльнскoгo унивeрситeтa Aннa Нгуeн (Anna Nguyen).

Экзaмeнaциoнный фoрс-мaжoр

Итaк, пристeгнитe рeмни, идeм нa пoсaдку! Гoлoвa свeтлaя, чувствуeм рaдoсть призeмлeния (этo ужe экзaмeн), кoнцeнтрируeмся нa глaвнoм — экзaмeн сдaть блeстящe!

Истoчник: Русскaя службa DW

Экзaмeнaциoнныe «стиxийныe бедствия» в виде провалов памяти, приступов тошноты, головных болей и даже нервного срыва — явления досадные, но отнюдь не редкие. «Они приводят к тому, что на экзамене может «отключиться свет» — в голове образуется полная пустота», — предупреждает Сабине Гротехусман.

Самым эффективным методом профилактики этого форс-мажора она считает составление «карт памяти» (от английского mind map). Дело в том, что, по мнению ученых, мы запоминаем лишь 10 процентов прочитанного и 90 процентов созданного нами самими. Так что стоит вооружиться самодельными карточками с пометками, схемами, таблицами, рисунками. Они помогут структурировать мышление, выкристаллизовать главное, а наглядная презентация материала облегчит его усвоение.

Скоро экзамены, а на столе — нетронутая стопка учебников. Любителей откладывать на потом среди студентов предостаточно. Как заставить себя взяться за ум и выучить все за последние дни?
На экзамен, как в путешествие, нужно отправляться в приподнятом настроении, уверена Сабине Гротехусман. Залог успеха — наличие четких целей, мотивация и основательная подготовка. С ними выучить материал можно и в кратчайшие сроки, утверждает эксперт на страницах своей книги «Успех на экзамене» («Der Pr?fungserfolg»).

Она рекомендует ненадолго отвлекаться каждые 20 минут, а после четырех-пяти таких блоков делать получасовой перерыв. Его можно совместить с очередным эпизодом любимого сериала, прогулкой с собакой, походом в булочную. При этом социальные сети, компьютерные игры, мобильник и Ipad- абсолютные табу, в этом единодушны оба эксперта.

Еще школьницей Сабине Гротехусман (Sabine Grotehusmann) обращала внимание на то, что каждый из ее одноклассников запоминает материал по-своему, и поняла, что даже сложные темы можно объяснить просто и наглядно. Интерес перерос в призвание: сегодня филолог Гротехусман профессионально готовит к экзаменам студентов и школьников. Опираясь на многолетний опыт, она разработала собственную стратегию борьбы с синдромом прокрастинации.

Начать она советует с выбора… летательного аппарата, на котором вы отправитесь на экзамен. На вертолете, космическом корабле со сверхзвуковой скоростью, в компании единомышленников на вместительном аэробусе или бесшумно, комфортно, внимательно разглядывая ландшафт на аэроплане… Главное — виртуальный самолет должен соответствовать учебному темпу и характеру учащегося.

У «откладывания на завтра» есть научное название — прокрастинация (от латинского procrastinatus — отсрочка). По результатам опроса, проведенного Фрайбургским университетом, каждый шестой студент не может сосредоточиться перед экзаменами, отвлекаясь на посторонние дела.

Знакомая картина: на носу сессия, а студенты заняты чем угодно, только не зубрежкой. Один рьяно орудует пылесосом, другой вдруг вспомнил про гору немытой посуды, а третий напряженно вглядывается в монитор компьютера: электронная почта и социальные сети затянули бедолагу в омут нескончаемого общения.

Затем следует изучить свою «машину» — оценить собственные возможности — и «загрузить» ее учебниками и литературой.

На экзамен на… самолете

Способ Анны Нгуен понравится тем, кто лучше всего воспринимает информацию на слух: в ход идут аудиозаписи лекций, аудиокниги, а также самостоятельно записанные «аудиоконспекты». Этот метод подготовки особенно подходит занятым и мобильным студентам, ведь он позволяет учиться везде и всюду: по дороге в университет, в приемной у врача, в парке, автобусе или машине, даже во время выполнения какой-нибудь механической работы.

Такой подход оптимален для студентов так называемого визуального типа, легко запоминающих зрительные образы, а также для «интеллектуальных лодырей», способных осилить программу курса за ночь. Тем не менее, попробовать эту методику Гротехусман рекомендует каждому.

Третий шаг — продумывание «маршрута», то есть плана подготовки. Часть «полета» следует запланировать в режиме автопилота: учесть перерывы на обед и отдых. «Многие пытаются учить круглосуточно, забывая про сон и еду. А ведь ни одна машина без горючего не поедет», — отмечает Сабине Гротехусман и советует не переоценивать собственные силы.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.